Вечное возвращение
Вечное возвращение
10, 24[4]
Вечное возвращение. Книга пророчества.
- Изложение учения и его теоретических предпосылок и следствий.
- Доказательство учения.
- Предположительные последствия того, что в него верят (приводит к разрыву)
а) Средства вынести его
б) Средства его устранить. - Его место в истории — середина.
Время величайшей опасности.
Основание олигархии над народами и их интересами: воспитание для общечеловеческой политики.
Противоположность иезуитству.
11, 25[7]
Есть огромный, необычайно продолжительный год становления, который, когда он кончается и истекает, переворачивается, подобно песочным часам; поэтому все такие годы равны самим себе, в самом малом и самом большом. (…) Та же самая власть причин, которая создала тебя в этот раз, вернется и обязательно создаст тебя снова: ты сам, мельчайшая пылинка, есть одна из причин, от которых зависит возвращение всех вещей. (…) Этому никто еще не учил на земле, — на нынешней земле и в нынешнем великом году.
Физические основания
13, 14[188]
Новая концепция мира
Мир существует; он — не то, что претерпевает становление и исчезновение. Или, вернее, он претерпевает становление и исчезновение, но никогда не начинал претерпевать становление и никогда не прекратит исчезать — он сохраняется в том и в другом…
[…] Если бы мир в принципе мог застыть, высохнуть, угаснуть, превратиться в ничто — или же мог бы достичь какого-то равновесного состояния — или же у него вообще была бы какая-то цель, предполагающая долговечность, неизменность, окончательность (короче, выражаясь метафизически: если бы становление могло перейти в бытие или в ничто), то это состояние уже было бы достигнуто. Но оно не достигнуто: из чего следует… Вот та единственная синица достоверности, что у нас в руках, — она должна послужить и коррективой в отношении огромного множества возможных в принципе гипотез о мире.
[…] Если можно представить себе мир как определенное количество силы и как определенное число центров силы — а любое другое представление будет неопределенным и, значит, негодным, — то отсюда следует, что за всё время великой игры в кости, то есть своего существования, он непременно пройдет через исчислимое количество комбинаций. Любая возможная комбинация когда-то в бесконечном времени будет разыграна; мало того, она будет разыграна бесконечное число раз. А поскольку между любой «комбинацией» и ее следующим «повторением» должны быть разыграны все вообще возможные комбинации, а каждая из этих комбинаций обусловливает собою всю серию комбинаций в одном ряду, то это докажет круговорот абсолютно тождественных рядов: <получится> мир как круговорот, который уже повторялся бесконечное число раз и разыгрывает свою партию in infinitum.
10, 21[5]
Конечно как пространство, бесконечно как время.
в неразрушимости дана вечность и в безначальности
в определённости — граница множественности новых форм.
12, 5[54]
Закон сохранения энергии требует вечного возвращения.
Причинность и механицизм
9, 11[148]
Любое состояние, которого только может достичь это мир, обязательно было им уже достигнуто, и не раз, а бесчисленное множество раз. Так и этот миг: он уже был когда-то, и не однажды, и он будет возвращаться снова и снова, и силы в нем будут распределены совершенно так же, как и сейчас, — и точно так же обстоит дело с мгновеньем, породившим этот миг, и с тем, что отпрыск нынешнего.
11, 34[204]
Я искал противоположного идеала (…) я открыл его, доведя до конца механистическое миросозерцание: поистине, требуется самый лучший юмор этого мира, чтобы выдержать мысль о мире вечного возвращения (…) то есть вынести и самих себя в вечном da capo.
Проверка и молот
Весёлая наука, 341
Величайшая тяжесть. Что, если бы днем или ночью подкрался к тебе в твоё уединённейшее одиночество некий демон и сказал бы тебе: «Эту жизнь, как ты ее теперь живешь и жил, должен будешь ты прожить еще раз и еще бесчисленное количество раз; и ничего в ней не будет нового, но каждая боль и каждое удовольствие, каждая мысль и каждый вздох и всё несказанно малое и великое в твоей жизни должно будет наново вернуться к тебе, и всё в том же порядке и в той же последовательности, — также и этот паук и этот лунный свет между деревьями, также и это вот мгновение и я сам. Вечные песочные часы бытия переворачиваются всё снова и снова — и ты вместе с ними, песчинка из песка!» — Разве ты не бросился бы навзничь, скрежеща зубами и проклиная говорящего так демона? Или тебе довелось однажды пережить чудовищное мгновение, когда ты ответил бы ему: «Ты — бог, и никогда не слышал я ничего более божественного!» Овладей тобою эта мысль, она бы преобразила тебя и, возможно, стерла бы в порошок; вопрос, сопровождающий все и вся: «хочешь ли ты этого еще раз, и еще бесчисленное количество раз?» — величайшей тяжестью лег бы на твои поступки! Или насколько хорошо должен был бы ты относиться к самому себе и к жизни, чтобы не жаждать больше ничего, кроме этого последнего вечного удостоверения и скрепления печатью?
13, 13[3]
К учению о вечном возвращении. Как молот.
12, 2[118]
Молот: учение, подводящее к вердикту.
12, 2[100]
Молот: учение, способствующее — посредством высвобождения влекущегося к смерти пессимизма — отбору наиболее жизнеспособных
12, 5[71]
Помыслим же эту мысль в её самой ужасающей форме: бытие, как оно есть, без смысла и цели, — необходимо возвращается, без финала в Ничто: «вечное возвращение». Это и будет самой экстремальной формой нигилизма: ничто («бессмысленное») — вечно! Европейская форма буддизма: энергия вещества и сил вынуждает к такой вере. Это самая научная из всех возможных гипотез. Мы отрицаем конечные цели: если бы у бытия была цель, она была бы уже достигнута.
[…] Мораль предохраняла обойдённых жизнью от нигилизма, признавая за каждым бесконечную ценность, метафизическую ценность, и встраивала в некоторый порядок, который не совпадал с ранговым порядком мирской власти: она учила покорности, смирению и т.д. Допустим, что вера в эту мораль иссякнет — тогда обделённые лишатся своего утешения — и погибнут.
[…] Самый нездоровый тип людей в Европе (во всех слоях) — вот почва для этого нигилизма: они будут воспринимать веру в вечное возвращение как проклятие. Поражённый таким проклятием уже не испугается никакого поступка: не пассивно угасать, нет! но заставить угаснуть всё сущее, настолько бессмысленное и бесцельное. Даже если это и всего лишь судорога, слепая ярость от осознания, что всё будет вовеки, включая и этот момент нигилизма и жажды разрушения. Ценность такого кризиса в том, что он очищает, что он сгоняет вместе родственные элементы и принуждает их губить друг друга, что он приводит людей противоположных взглядов к общим задачам, даже среди них выявляя слабейших и нерешительных, что он даёт толчок к установлению рангового порядка на основании силы, с точки зрения здоровья, определяя повелителей как повелителей и повинующихся как повинующихся. Разумеется, в стороне от всех существующих общественных порядков.
11, 25[290]
Я ставлю великий опыт: кто способен выдержать мысль о вечном возвращении? — Кого можно уничтожить фразой «не существует никакого спасения», те должны вымереть.
Полдень человечества
9, 11[148]
В каждом круге человеческого бытия обязательно есть час, когда вначале одному, потом многим, а затем и всем приходит в голову могущественнейшая мысль о возвращении всех вещей, — для человечества это каждый раз час полудня.
9, 11[158]
Остережемся проповедовать подобное учение в качестве родившейся в одночасье религии! Оно должна впитываться постепенно, целые поколения должны работать над ним и благодаря ему обретать продуктивность — с тем, чтобы оно превратилось в огромное дерево, укрывающее в своей тени всё грядущее человечество. Что такое пара тысячелетий, на протяжении которых сохранялось христианство! Самой могучей мысли необходимы многие тысячелетия — очень долго она должна быть мелкой и беспомощной!
Любовь к мгновению
9, 11[176]
Как можно придавать значение ближнему, мелкому, мимолетному? А) Если увидеть в этом корень привычек; Б) если понять, что оно вечно и обусловливает вечное.
13, 11[72]
Становление равноценно в каждый миг: сумма его ценности не меняется: иными словами, у него вообще нет никакой ценности, поскольку недостаёт того, чем эту ценность измерять и применительно к чему имело бы смысл само слово «ценность».
13, 11[82]
Смысл становления в каждое мгновение должен быть полным, достигнутым, завершённым.
13, 11[94]
Тот император постоянно напоминал себе о бренности всех вещей, чтобы не относиться к ним слишком серьезно и сохранять среди них покой. Мне же, наоборот, кажется, что всё слишком ценно, чтобы быть настолько мимолетным: я ищу вечности для всего: кто выльет в море драгоценнейшие вина и масла? — и я нахожу себе утешение в том, что всё былое вечно: море всё возвращает